Он мог бы преодолевать расстояния со скоростью 300 километров в час. Шаропоезд из СССР

В эпоху СССР были сделаны многие удивительные изобретения, но, увы, часть из них так и не была внедрена по разным причинам. К ним относится и шаропоезд с совершенно новым принципом движения, предложенным в 30-е годы прошлого века. Он мог развивать скорость до 300 км/ч — такой же показатель имеют современные скоростные локомотивы, а ведь их прототип был изобретен почти 100 лет назад. Но его проект так и не получил права на жизнь.

Шаропоезд

Фантастический проект молодого неизвестного дарования

Одним из лозунгов советской эпохи был «Молодым везде у нас дорога!» Идеи молодых ученых не закрывали сразу, а обязательно рассматривали и давали им шанс. Именно поэтому проект неизвестного молодого инженера Николая Ярмольчука окончательно не попал «в стол». Ведь неопытный специалист предлагал внедрить нечто совершенно фантастическое — поезд на шаровой тяге. Он должен был стать самым удобным и быстрым в мире на тот момент. Над решением подобной задачи бились специалисты многих стран, но СССР получила неплохой шанс в очередной догнать и перегнать конкурентов.

Если верить Ярмольчуку, то на скоростном поезде можно было добраться от Москвы до Ленинграда за два часа! Мало того, путь от столицы до Иркутска занимал бы чуть больше суток, а не 7 дней. Высоких скоростных показателей планировалось добиться за счет использования не рельсов, а специальных желобов, в которых поезд катился бы на шарах вместо колес. Такой способ передвижения позволял избегать сильной болтанки на высоких скоростях. Для шаропоезда планировалось использовать такой дешевый вид топлива, как электричество.

Шаропоезд Ярмольчука

Сокращенно новую модель Николай Ярмольчук решил назвать ШЭЛТ — Шаровой Электролотковый Транспорт. Вначале он разрабатывал проект своими силами. И вопреки заявленному советскому лозунгу, его поначалу повсюду отфутболивали — идею молодого инженера считали несостоятельной и даже нелепой, но потом все изменилось. В 1929 году изобретателю все-таки удалось представить движущийся макет шаропоезда Ученому Совету Московского института инженеров транспорта. И дело сдвинулось с мертвой точки.

Крах инженера Ярмольчука

В помощь молодому изобретателю был выделен целый отдел, и работа закипела. Было запущено строительство первого образца. У экспериментального экспресса вместо колес были катки в виде шароидов — полых шаров со срезанными сторонами. Катки покрывались резиной во избежание сильного трения. На каждый вагон приходилось по два катка. Внутри соединяющей их оси находился электромотор. Поезд катился примерно так же, как велосипед на своих колесах.

В 1932 году действующая модель уменьшенного размера (в пять раз меньше настоящей) была закончена. Выглядела она совершенно фантастически: вагоны обтекаемой формы напоминали миниатюрные самолетные фюзеляжи, а локомотив был похож на змеиную голову. Испытывали новый транспорт на огороженной площадке у подмосковной станции Северянин. Здесь построили закольцованный деревянный желоб, по которому поезд мог разогнаться до 70 км. В вагонах были пассажиры — журналисты и проверяющие.

Первые испытания прошли очень успешно, но при создании полномасштабной версии возникли сложности. Выяснилось, что строительство большого желоба — это дорого, зимой конструкция неизбежно будет обледеневать, еще непонятно, как делать разводящие стрелки и т. п. Также в дело закономерно вступили административно-бюрократические проволочки, а потом проект и вовсе был заморожен. После смерти Николая Ярмольчука о нем начисто забыли.

Оцените статью
29 фактов
Добавить комментарий