Почему за декор станции Новокузнецкая художник лишился жизни

Знаменитая станция московского метро, «Новокузнецкая», открылась поздней осенью 1943-го года. Еще ни одна платформа метрополитена ранее не была украшена таким обилием архитектурных элементов и не производила такого мощного впечатления. Художник Владимир Фролов постарался на славу, оформляя роскошное панно из мозаики. К несчастью, творец так и не смог полюбоваться своим детищем, поскольку работа над оформлением композиции стоила ему жизни.

Как создатель мозаики московской станции метро «Новокузнецкая» погиб, завершив работу

Почему задержали открытие станции

Еще одна станция, «Автозаводская», открылась немного раньше. И москвичи пользовались ею уже с января 1943-го года. Дело в том, что все работы над «Новокузнецкой» производились в блокадном Ленинграде. Условия там не располагали к быстрому и успешному труду. Жители хотели просто выжить. И если удалось прожить хотя бы еще один день, каждый думал, что ему повезло. Рабочих и оборудование срочно перебросили в столицу. Поэтому план по производству эскалаторов запаздывал. Ну а пока москвичи просто ехали дальше, и строительные работы продолжались.

все работы над «Новокузнецкой» производились в блокадном Ленинграде

Согласно задумке, новую станцию должны были оформить на тему преобразования Москвы по Генеральному довоенному плану. Однако Великая Отечественная подсказывала другие варианты дизайна. Поэтому подвиг трудового советского народа и воинов-освободителей красной линией прошел по всему проекту станции.

Богатая лепнина и эклектика декора

Интересно, что «Новокузнецкая» в итоге была оформлена несколько эклектично, сочетая в себе разнообразные стили и элементы. Архитектурные задумки авторов, Надежды Быковой и Ивана Таранова, были основаны на древнеримских идеях.

Однако замысловатые узоры старины здесь заменили актуальной тематикой в виде армейских звезд, орудий труда пролетариата и крестьян. Величественные скульптуры, поддерживающие своды, повествуют о военных буднях. Щиты с причудливым орнаментом посвящены городам необъятной страны, которые героически оборонялись от фашистов.

«Новокузнецкая» в итоге была оформлена несколько эклектично, сочетая в себе разнообразные стили и элементы

Изысканные скамейки из красивого мрамора, на которых так и хочется посидеть, отдохнуть, вызвали множество пересудов. Тут же пошел слух, что мраморный материал взяли из руин святыни — знаменитого храма Христа Спасителя. Того самого, что был уничтожен взрывом по приказу верховной власти. Но историки в подобных фактах сомневаются. Вряд ли бы остатки стен и декора храма так долго сохранились целыми. Ведь с начала 1930-х годов много воды утекло. Ну а проект скамеек появился уже спустя почти десять лет.

Трагичная история мозаичной композиции

Таинственный свет торшеров привлекает внимание к великолепной мозаике, притаившейся на сводах. Автором идеи стал художник-оформитель Александр Дейнека. Первоначально четырнадцать мозаичных сюжетов, которые рассказывали о буднях тружеников Донбасса, предназначались для другой станции, «Павелецкой».

Но в ходе строительства весь дизайн пришлось менять. В итоге семь из задуманных панно (остальные просто не поместились) расположились на новокузнецких сводах.

Создателем легендарного панно стал живописец Владимир Фролов, который трудился над каждым штрихом мозаики в ленинградской мастерской

Создателем легендарного панно стал живописец Владимир Фролов, который трудился над каждым штрихом мозаики в ленинградской мастерской. Завершив композицию, автор тут же переслал готовый заказ в столицу СССР. Полюбоваться новой станцией мастеру так и не пришлось: в блокадном Ленинграде его настигла голодная смерть в суровые февральские дни 1942-го года.

Оцените статью
29 фактов
Добавить комментарий

  1. Валентина

    Какая-то каша из информации . Что про что непонятно.

    Ответить