В чем разница между понятиями «водитель» и «шофер»

В 21-м столетии каждый из нас имеет возможность рассекать по городским автострадам на верном «железном скакуне». Что и говорить, без быстрых и маневренных авто люди давно не представляют своей жизни. Но кто же находится за рулем вожделенного «кара» — водитель или, все-таки, шофер? Когда в русской речи стали употреблять тот и другой термин, и чем они отличаются друг от друга?

Современный водитель и французский изобретатель 18-го века

Слово «водить» известно в русском языке испокон веков. И означает — «управлять, указывать правильное направление, руководить». Отсюда произошли такие выражения, как «водить за руку», «руководитель». В современном обиходе водителем называют любого человека, который управляет транспортным средством, каким бы оно ни было. Или только обучается управлению автомобилем, или обладателя водительских прав.

Николя-Жозеф Кюньо

Слово «шофер» заимствовано россиянами из красивого французского языка и в переводе означает «кочегар», «тот, кто топит печь». Но какое отношение имеет рабочий, закидывающий уголь в топку, к автомобильному транспорту? Самое прямое: дело в том, что прообразом нынешних ультрасовременных машин была первая паровая повозка. Которая не нуждалась в лошадиной силе, а передвигалась уже самостоятельно. Автором известного изобретения стал француз Николя-Жозеф Кюньо. Для того чтобы создать первую повозку, которая работала на паровой установке и обслуживала нужды армии, техник отправился в бельгийские земли, а затем — в Париж.

Как шофер паровой машиной управлял

После первых уменьшенных экспериментальных моделей Кюньо смог создать второй экипаж, уже в большом, полноценном размере. Конечно, для его «экспириенсов» потребовались немалые финансовые средства и поддержка властей. Идеями изобретателя загорелись французский генерал-артиллерист Грибоваль и влиятельный чиновник, министр де Шуазель. В итоге, в 1770-м году свет увидела грузовая механическая повозка, которая должна была выдержать несколько тонн военного снаряжения. И, естественно, вес водителя и, по совместительству, истопника.

Повозка имела пару задних деревянных колес, огромную раму из дуба, одно переднее колесо, поверх которого установили двухцилиндровый паровой двигатель. Непосредственно под медным паровым котлом сделали топку. Пар заставлял двигаться поршни, прикрепленные к цилиндрам. Далее механизм приводил в движение единственное переднее колесо.

Первая модель ехала только в течение пятнадцати минут, после чего водитель-кочегар должен был подбросить в топку следующую порцию угля. Более совершенные паровые повозки появились и в Российской империи. Ну а человека, который управлял таким транспортом, стали звать «шофером», то есть, кочегаром. В современном понимании шофер — это водитель-профессионал. Он управляет определенным видом транспорта и является узким специалистом.

Оцените статью
29 фактов
Добавить комментарий